Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
определения_терминов:бодхичитта [2023/12/28 20:46] alexandra_pivovarovaопределения_терминов:бодхичитта [2023/12/28 21:46] (текущий) alexandra_pivovarova
Строка 86: Строка 86:
 Практикующий, который впервые зарождает бодхичитту, но пока не взял особые обязательства - имеет бодхичитту устремления (вдохновенная б.).  Практикующий, который впервые зарождает бодхичитту, но пока не взял особые обязательства - имеет бодхичитту устремления (вдохновенная б.). 
 Деятельная бодхичитта (б. действия) связана с принятием на себя обязательств. Деятельная бодхичитта (б. действия) связана с принятием на себя обязательств.
-Бодхичитта устремления, которую развивают на пути накопления, еще может ослабеть (Геше Ла здесь говорит - может быть утеряна, lose or degenerate - С.П.) при столкновении со сложной ситуацией.  +Бодхичитта устремления, которую развивают на пути накопления, еще может ослабеть (может быть утеряна) при столкновении со сложной ситуацией.  
-Деятельная бодхичитта - более сильная, на этом уровне человек берет обет никогда не оставлять бодхичитту, не лениться, не игнорировать благо живых существ. Это сильное обязательство, такая бодхичитта уже не может деградировать (degenerate).+Деятельная бодхичитта - более сильная, на этом уровне человек берет обет никогда не оставлять бодхичитту, не лениться, не игнорировать благо живых существ. Это сильное обязательство, такая бодхичитта уже не может деградировать.
 “Я буду определенно следовать этой практике, буду выполнять все необходимое, включая практику 6 парамит, до тех пор, пока моя цель будет полностью достигнута” - это суть обязательства. “Я буду определенно следовать этой практике, буду выполнять все необходимое, включая практику 6 парамит, до тех пор, пока моя цель будет полностью достигнута” - это суть обязательства.
  
Строка 157: Строка 157:
 **ответ:** **ответ:**
 Это как классы в школе: начальная школа, средняя школа и старшие классы школы. Все практики на этих уровнях включены в три: сострадание, бодхичитта и пустота. И уровни пути накопления отличаются уверенностью, или степенью реализации, в этих трех. Практикующий может это самостоятельно определить, он знает, на каком уровне он находится в каждый момент и что ему делать дальше. Это как классы в школе: начальная школа, средняя школа и старшие классы школы. Все практики на этих уровнях включены в три: сострадание, бодхичитта и пустота. И уровни пути накопления отличаются уверенностью, или степенью реализации, в этих трех. Практикующий может это самостоятельно определить, он знает, на каком уровне он находится в каждый момент и что ему делать дальше.
 +
 +**__Обсуждение 4__**
 +
 +**вопрос:**
 +Вопрос в точном определении границ живых существ, в отношении которых мы развиваем стремление и в использовании слов “все” и “любые” в определении границ сострадания и бодхичитты.
 +С точки зрения практики махаяны не корректно использовать слово “все” или “всех”. Вместо этого следует использовать связку слов “любое/любых” и “все/всех” в описании стремления бодхисаттвы. Соответственно, определение: “сострадание - это стремление (желание) избавить любое ЖС от страданий в каждый момент времени (в потоке жизни бодхисаттвы) и решимость действовать только так вплоть до освобождения всех ЖС”.
 +Является ли такое определение достоверным по сравнению с предыдущим определением?
 +
 +**ответ:**
 +Геше-ла отвечает, если он правильно понял вопрос, конечно, Будда Шакьямуни обладал полным состраданием и бодхичиттой. И тем, как мы определяем сострадание, видимо, нет никаких противоречий. [Здесь не сто процентов перевод. Здесь надо будет уточнять, потому что я не понимаю, что Геше-ла сейчас отвечает]... 
 +Сострадание является главной причиной бодхичитты (это если мы говорим про сострадание), но обычно, когда мы говорим про бодхичитту, то говорим про великое сострадание. Почему оно называется великим? Потому что оно содержит в себе два момента/аспекта/пункта. Во-первых, с точки зрения объектов, на которых оно направлено. И в данном случае мы охватываем всех сансарических живых существ, включая врагов. Это первый аспект с точки зрения охвата/количества. Второй аспект - это с точки зрения того, от чего мы хотим их освободить, от каких страданий. И здесь мы хотим освободить всех живых существ от страданий и причин этих страданий. То есть, от страданий, вызванных кармой и омрачениями, и от самих кармы и омрачений. Здесь такая сильная убежденность или понимание, что именно карма и омрачения являются причинами этих страданий и желание освободить всех живых существ от страданий, вызванных кармой и омрачениями и соответственно от кармы и омрачений. То есть, по сути есть желание/стремление/намерение, такое же понимание, мечта или цель - привести всех живых существ к нирване. Этот аспект указывает на то, какие страдания здесь рассматриваются: не просто физические страдания на уровне тела, или связанные с финансами, со здоровьем или еще какие-то. Здесь именно желание или мечта освободить всех сансарических живых существ от фундаментальных страданий и их причин, то есть, от омрачений и кармы. Это второй аспект, который включается в понятие великого сострадания.
 +Если мы проводим разницу между обычным состраданием и великим состраданием, то великое сострадание включает в себя два момента. Во-первых, оно направлено на всех живых существ, то есть, это самый большой объект, который есть, с этой точки зрения оно считается великим, большим. И второе - это с точки зрения той мечты/цели, которая есть у этого существа. То есть, мечта тоже очень большая - всех этих живых существ полностью избавить от омрачений и кармы, то есть привести к состоянию полного освобождения. И оба эти пункта возникают на основе мудрости. Это не просто симпатия, легкое желание помочь другим, а достаточно сильное желание/намерение/стремление, которое основано на мудрости.
 +И с точки зрения объекта, и с точки зрения мечты - оба этих аспекта возникают на основе мудрости. Только используя мудрость, практикующий сначала может обрести понимание в отношении ширины этого объекта - всех живых существ, и также в отношении глубины - мечты, то есть, от чего надо избавлять живых существ.
 +
 +**вопрос:**
 +Если зашел вопрос о мудрости, как живому существу, обладающему мудростью, понимающему, что первый Будда не освободил всех живых существ, и он понимает, на основе мудрости, что невозможно освободить всех живых существ; породить сострадание, бодхичитту и так далее. Есть разница между словами “все” и “любой”, между всем потоком практики и конкретной ситуацией. Я когда порождаю намерение, я нахожусь в конкретной ситуации, я не воспринимаю всех живых существ, не влияю на всех живых существ и так далее. И также любой будда не влияет на всех живых существ. Если бы он влиял, он бы освободил. Он не освободил. Как я, зная что все Будды до меня не освободили всех живых существ, могу породить намерение освободить всех живых существ?
 +
 +**ответ:**
 +Сперва Геше-ла отвечал на вопрос о возможности привести всех к освобождению, может ли один будда привести всех к освобождению. Тут ответ такой, что все будды и бодхисаттвы имеют одинаковое желание освободить всех живых существ от омрачений и кармы, но в одиночку один будда это сделать не может. То есть, он один не может освободить всех живых существ, и это правда. И будды и бодхисаттвы это знают, они не глупы и прекрасно понимают, что в одиночку это сделать невозможно, это достаточно непростая работа, и она требует большого количества времени. Для того чтобы освободить одно живое существо может быть необходимо огромное количество жизней. Поскольку они это понимают, то буддам и бодхисаттвам необходима поддержка - поддержка одних будд другими буддами и бодхисаттвами. 
 +Как пример Геше-ла привел историю, как Будда Шакьямуни явился буддой 2500 лет назад, но если посмотреть эту историю, то даже после его ухода в нирвану, сколько бодхисаттв пришло после него, которые развивали учение, поддерживали его. Например, Нагарджуна или Асанга. Такая ситуация была в прошлом, такая же происходит в настоящем. Сначала были индийские мастера Наланды, потом появились тибетские мастера, некоторые из которых были бодхисаттвами, поддерживали то, чем он начал заниматься. И в будущем будет то же самое: придет Будда Майтрейя, вероятно, после него также придут другие бодхисаттвы, которые будут его поддерживать.
 +При этом и у меня, и у вас могут быть желание/мечта/намерение, подобные тому, какие есть у будд и бодхисаттв, если мы говорим в контексте сострадания. Это желание освободить всех живых существ от страданий и причин страданий. И далее если мы берем конкретно меня, или вас, или еще кого-то, какой Гуру или Духовный Наставник приведет конкретно вас к освобождению, это зависит от огромного количества условий, и в частности от того, какая у вас кармическая связь с конкретным существом. И опять же это требует огромного количества времени, в том числе несколько жизней.
 +Получается, что один будда не может всех привести к освобождению. При этом мечта или цель у всех одинаковая - это освободить всех живых существ от страданий и причин страданий. И это достигается постепенно, шаг за шагом, и зависит от огромного количества условий.
 +я тут еще не перевел один момент. Геше-ла сказал, что будды и бодхисаттвы понимают, что один всех не освободит, но в уме они держат идею именно об освобождении всех живых существ.
 +
 +**вопрос:**
 +Невозможно породить подлинное сострадание и бодхичитту без полного прибежища? Без полного отождествления себя со всеми буддами и бодхисаттвами.То есть, если этого отождествления нет, невозможно породить сострадание и бодхичитту.Почему? Потому что если я не отождествляю себя со всеми буддами и бодхисаттвами, я прекрасно понимаю на основе даже элементарной мудрости, что даже если я стану буддой, то я не освобожу всех живых существ. И другого способа не существует, как только отождествить себя со всеми буддами и бодхисаттвами, и давать такое обещание - освободить всех живых существ - не с позиции себя самого, а с позиции всех будд и бодхисаттв.А это невозможно - объединиться со всеми буддами и бодхисаттвами, отождествить - без полного прибежища, полной опорности.
 +
 +**ответ:**
 +Будды и бодхисаттвы, что зародили подлинное сострадание и бодхичитту, обладают очень большой/обширной мечтой/желанием, которое присутствует в их уме. Но при этом они не просто желают, но и делают все, на что они способны, по максимуму, на который они способны. При этом они понимают, что, конечно, в одиночку это не сделать. Но вот это сильное желание, позитивное желание/мечта, оно не является ни ложью, ни обманом. То есть, они делают то, на что они максимально способны в той или иной ситуации, и это не является обманом. Будды и бодхисаттвы знают, что реализация вот этого большого желания, которое у них присутствует в ум, необходимо огромное количество времени, жизней, эонов и так далее. 
 +Для того чтобы проще было понять, Геше-ла привел пример с мирской точки зрения. Допустим, есть президент Америки. И когда он избирается, он говорит, что я буду служить для своей страны и сделаю для нее максимум, на который я способен, то есть, сделаю все, что я смогу. Но при этом значит ли это, что вот за тот президентский срок, что у него есть, за 4-5 лет, он решит все проблемы в стране? Нет, конечно, не значит. Это за один президентский срок сделать невозможно. Но при этом за тот президентский срок, что у него есть, он действительно может приложить все усилия, на которые он способен. И это не будет ни обманом, ни враньем/желанием ввести в заблуждение. Тут же ведь получается, что будды и бодхисаттвы, как и президент Америки, не обещают, к каждому не подходят и не говорят, что я тебя лично освобож. Они не дают такого обещания, которого они не могут выполнить, которое бы точно являлось обманом. При этом, вот намерение сострадания и бодхичитты, которое они держат в уме, является конструктивным и очень позитивным. И будды и бодхисаттвы понимают, что для осуществления этого желания/мечты нужно огромное количество времени, для того чтобы помогать живым существам и привести их к освобождению. 
 +Влад: Уточняющий вопрос. Когда здесь речь идет о том, что я приложу все усилия для того, чтобы освободить всех, это не то же самое, что я даю обещание перед лицом будд и бодхисаттв освободить всех. Это совершенно разные вещи. Вопрос исходя из того, что у нас обещание: я даю обещание перед буддами и бодхисаттвами освободить всех живых существ. Это не то же самое, это буквально противоречит тому, что сейчас было в ответе. То есть, тогда получается, что мы лжем перед лицом всех будд и бодхисаттв, давая такое обещание, вместо того чтобы сказать: я приложу все усилия и буду прикладывать усилия бесконечное число раз.
 +
 +Геше-ла говорит, что здесь как бы не совсем так, насколько он помнит обеты бодхичитты. Он привел цитату из текста “Бодхичарьяаватара”, и здесь так, как Геше-ла сказал: “Я простираюсь с глубочайшим почтением. Подобно тому, как сугаты прошлого зарождали бодхичитту в своих сердцах и шаг за шагом исполняли практики бодхисаттв, так и я на благо всего живого сумею зародить бодхичитту и шаг за шагом стану выполнять эти практики”. То есть, здесь не говорится про обещание освободить кого-то или что-то такое сделать. Здесь перед лицом будд и бодхисаттв, которые уже встали на путь шести парамит, вышли на первый бхуми, я обещаю поступать также как они, тоже вступить на эти практики шести парамит вплоть до достижения своей конечной цели.
 +
 +**вопрос:**
 +А конечная цель какая тогда?
 +
 +**ответ:**
 +Здесь финальная цель делится на две подцели: временную и долгосрочную. Временная цель - это самостоятельно достичь состояния полного просветления, то есть,для себя достичь. А долгосрочная, самая конечная цель - это приносить пользу живым существам до тех пор, пока не закончится сансара. Второй пример из “Бодхичарьяаватары” - это фраза, которую Его Святейшество обычно говорит: “Пока существует пространство, пока живые живут, да буду и я вместе с ними страданий рассеивать тьму”. То есть, до тех пор, пока существует хотя бы одно страдающее существо я буду продолжать ему помогать.
 +
 +**вопрос:**
 +Здесь получается речь идет не о каком-то целевом состоянии, а скорее о процессе освобождения: я хочу стать буддой для того чтобы освобождать, пока они все не будут освобождены. То есть, не о целевом состоянии, как ранее было в вопросе, идет речь, а именно о процессе. Так? То есть, о приложении усилий, пока сансара не закончится?
 +
 +**ответ:**
 +Да. Сначала достигается состояние просветления и потом до конца сансары будды и бодхисаттвы прикладывают усилия для принесения пользы живым существам. И Геше-ла еще уточнил, что будды и бодхисаттвы никогда не потеряют этой мотивации: мотивации сострадания, мотивации бодхичитты до тех пор, пока сансара полностью не иссякнет/не закончится. И при этом они прекрасно понимают, что это может занимать огромное количество времени - персонально каждого привести к освобождению. То есть, как тому или иному живому существу максимально сейчас принести пользу, как им принести пользу в будущем - это все требует времени. Но если посмотреть с их точки зрения, с их перспективы - со стороны будд и бодхисаттв, то они никогда не потеряют такую мотивацию ни на одно мгновение, вот эту цель/мечту.
 +Последние мои слова на сегодня. В Тибете есть такое высказывание, что Будда уже обладает крюком сострадания, подобно тому, что он уже держит в своей руке такой металлический крюк, но далее это уже зависит от сансарического живого существа, есть ли у него, за что зацепиться - металлическая петля, за которую крюк может подцепить это существо. То есть, Будда всегда  готов освободить всех. Но готово ли существо, это уже зависит от индивида, есть ли у него петля, за которую можно его подцепить и вытащить из сансары.
 +Давайте здесь остановимся. Большое всем спасибо. Я действительно очень восхищен, воодушевлен вашей активностью, вашем обучением, не только вашей слепой верой, но и вашим изучением. Потому что вы прилагаете усилия. Я вижу людей, у которых вера очень сильная, и это хорошо. Но понимание не очень большое. То есть, не сбалансировано, поэтому получается не так эффективно. 
 +
 +**__Обсуждение 5__**
 +
 +**вопрос:**
 +Вопрос о соотношении между мотивацией бодхичитты и 3 типами мотивации, представленными в Ламриме. 
 +В Ламриме описано 3 типа мотивации “трех личностей”:
 +низшая: желание освободиться от низших перерождений
 +средняя: желание индивидуального освобождения
 +высшая: желание достичь состояния Будды для того, чтобы освободить каждое ж.с.
 +В связи с этим следующий вопрос: мотивация, цель Бодхисаттвы это полное слияние (единство) всех этих 3 типов мотиваций?
 +
 +У нас есть пример, как это может быть:
 +настолько быстро, насколько это возможно, т.е. в этой или в течение нескольких жизней (это относится к мотивации “низшего уровня”)
 +достичь полного освобождения от собственных потребностей и проявлений (эта часть относится к мотивации “среднего уровня”)
 +и освободить всех живых существ от неуправляемого циклического перерождения (эта часть относится к мотивации “высшего уровня”, поэтому это некое объединение трех видов мотивации).
 +
 +**ответ:**
 +Если мы говорим о мотивации трех уровней, то первая - малого уровня или малого масштаба. Небольшая цель подразумевает только достижение хорошего следующего перерождения и свободу от низшего перерождения. Эта мотивация также не является плохой, здесь об этом не говорится, но низкого уровня. Она относится только к самому себе.
 +Далее идет мотивация среднего уровня, средний масштаб. Цель среднего уровня это самому полностью освободиться от циклического существования или от сансары, страданий. Это тоже неплохая цель, она тоже хорошая. Но почему она называется “средняя”? Потому, что она включает только лишь самого себя, мотивация принести пользу только себе. 
 +И третий уровень мотивации, бодхичитта - это самый высокий и великий. Здесь высокий означает также более великую и широкую цель. Цель этой мотивации уже включает в себя цели двух предыдущих уровня, обе мотивации. Если человек порождает бодхичитту как мотивацию своей собственной практики, обучения, своих действий, любого вида практики Дхармы, то как результат он будет свободен от низших перерождений, а также без всякого сомнения обретет высокие перерождения и как результат будет свободен от сансары. То есть два вот этих результата, они сразу будут заключены как результат действия, совершенного с бодхичиттой. 
 +И также не только он сам. Достижение просветления - для принесения пользы других ж.с. Но не только это. То есть польза будет не только для самого практикующего, но и для других также будет польза. Действие совершается ради блага других ж.с., то есть когда практикующий достигает полного просветления, то это самый высокий уровень мотивации, самый высокий уровень цели. И если мы вспомним строфы обращения к Прибежищу, когда мы принимаем Прибежище. То вот здесь мы выделили 3 уровня мотивации: низший, средний и высший, и, когда практикующий принимает Прибежище, то у него также может присутствовать 3 цели, то есть они тоже могут соответствовать. То есть то, с какой целью человек обращается к Прибежищу может быть трех разных уровней. И среди этих трех уровней бодхичитта это самая лучшая, самая обширная цель. То есть самая лучшая мотивация для достижения как временных, так и долгосрочных целей.
 +Если обратиться к текстам, то в тексте Шантидевы “Бодхичарья-Аватара” в первой главе описываются преимущества, которые у вас есть, если вы зарождаете бодхичитту - преимущества зарождения бодхичитты. И также еще есть небольшой текст Ламы Цонкапы, который называется “Молитва, обращенная к Будде Майтрейе” и там тоже выделяются преимущества от зарождения бодхичитты - преимущества бодхичитты. И можно заключить, что это самый лучший вариант, если вы способны совершать те или иные действия, побуждаемые бодхичиттой.
 +Я постараюсь коротко объяснить значение четверостишья, про которое я говорил - “Молитва к Будде Майтрейе”, его четырех строф. Первая строфа:
 +
 +При помощи мысли, полагаясь на ум бодхичитты, практикующий закроет дверь в низшие перерождения.
 +
 +То есть он освободиться от низших перерождений, выполняя практику.
 +Вторая строфа:
 +Полагаясь на ум бодхичитты, практикующий обретет высокое перерождение.
 +Третья строфа:
 +Практикующий будет свободен от двух крайностей: как от крайности сансары, так и от крайности нирваны.
 +То есть не будет ни находиться в сансаре, ни будет пребывать в личном освобождении - в этих крайностях.
 +Четвертая строфа:
 +И поэтому, на основе этих трех, я выражаю почтение уму Бодхичитты.
 +
 +Поэтому практика закона кармы - это принципиальная практика буддистов. Очень важная, нужная и сущностная. Практиковать закон кармы, практиковать шаматху и випашьяну, включая познание пустоты, устранение омрачений, освобождение от низшего перерождения, накопление заслуг - все эти практики очень важны, но цель, с которой вы выполняете эти практики, не должна быть временной, низкой. Все эти практики необходимо выполнять с бодхичиттой. Бодхичитта это самая обширная цель. Если все эти практики будут выполняться с умом бодхичитты, а не только с отречением или с желанием быть свободным от низших миров, то в этом случае результат этих практик будет совсем другим. Даже выполнение практики четырех благородных истин, если они будут выполняться с умом, движимым бодхичиттой, то результат будет совсем другим.
  
  • определения_терминов/бодхичитта.1703785577.txt.gz
  • Последнее изменение: 2023/12/28 20:46
  • alexandra_pivovarova