Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия Следующая версия | Предыдущая версия |
определения_терминов:бодхичитта [2023/12/28 21:43] – alexandra_pivovarova | определения_терминов:бодхичитта [2023/12/28 21:46] (текущий) – alexandra_pivovarova |
---|
Последние мои слова на сегодня. В Тибете есть такое высказывание, что Будда уже обладает крюком сострадания, подобно тому, что он уже держит в своей руке такой металлический крюк, но далее это уже зависит от сансарического живого существа, есть ли у него, за что зацепиться - металлическая петля, за которую крюк может подцепить это существо. То есть, Будда всегда готов освободить всех. Но готово ли существо, это уже зависит от индивида, есть ли у него петля, за которую можно его подцепить и вытащить из сансары. | Последние мои слова на сегодня. В Тибете есть такое высказывание, что Будда уже обладает крюком сострадания, подобно тому, что он уже держит в своей руке такой металлический крюк, но далее это уже зависит от сансарического живого существа, есть ли у него, за что зацепиться - металлическая петля, за которую крюк может подцепить это существо. То есть, Будда всегда готов освободить всех. Но готово ли существо, это уже зависит от индивида, есть ли у него петля, за которую можно его подцепить и вытащить из сансары. |
Давайте здесь остановимся. Большое всем спасибо. Я действительно очень восхищен, воодушевлен вашей активностью, вашем обучением, не только вашей слепой верой, но и вашим изучением. Потому что вы прилагаете усилия. Я вижу людей, у которых вера очень сильная, и это хорошо. Но понимание не очень большое. То есть, не сбалансировано, поэтому получается не так эффективно. | Давайте здесь остановимся. Большое всем спасибо. Я действительно очень восхищен, воодушевлен вашей активностью, вашем обучением, не только вашей слепой верой, но и вашим изучением. Потому что вы прилагаете усилия. Я вижу людей, у которых вера очень сильная, и это хорошо. Но понимание не очень большое. То есть, не сбалансировано, поэтому получается не так эффективно. |
| |
| **__Обсуждение 5__** |
| |
| **вопрос:** |
| Вопрос о соотношении между мотивацией бодхичитты и 3 типами мотивации, представленными в Ламриме. |
| В Ламриме описано 3 типа мотивации “трех личностей”: |
| низшая: желание освободиться от низших перерождений |
| средняя: желание индивидуального освобождения |
| высшая: желание достичь состояния Будды для того, чтобы освободить каждое ж.с. |
| В связи с этим следующий вопрос: мотивация, цель Бодхисаттвы это полное слияние (единство) всех этих 3 типов мотиваций? |
| |
| У нас есть пример, как это может быть: |
| настолько быстро, насколько это возможно, т.е. в этой или в течение нескольких жизней (это относится к мотивации “низшего уровня”) |
| достичь полного освобождения от собственных потребностей и проявлений (эта часть относится к мотивации “среднего уровня”) |
| и освободить всех живых существ от неуправляемого циклического перерождения (эта часть относится к мотивации “высшего уровня”, поэтому это некое объединение трех видов мотивации). |
| |
| **ответ:** |
| Если мы говорим о мотивации трех уровней, то первая - малого уровня или малого масштаба. Небольшая цель подразумевает только достижение хорошего следующего перерождения и свободу от низшего перерождения. Эта мотивация также не является плохой, здесь об этом не говорится, но низкого уровня. Она относится только к самому себе. |
| Далее идет мотивация среднего уровня, средний масштаб. Цель среднего уровня это самому полностью освободиться от циклического существования или от сансары, страданий. Это тоже неплохая цель, она тоже хорошая. Но почему она называется “средняя”? Потому, что она включает только лишь самого себя, мотивация принести пользу только себе. |
| И третий уровень мотивации, бодхичитта - это самый высокий и великий. Здесь высокий означает также более великую и широкую цель. Цель этой мотивации уже включает в себя цели двух предыдущих уровня, обе мотивации. Если человек порождает бодхичитту как мотивацию своей собственной практики, обучения, своих действий, любого вида практики Дхармы, то как результат он будет свободен от низших перерождений, а также без всякого сомнения обретет высокие перерождения и как результат будет свободен от сансары. То есть два вот этих результата, они сразу будут заключены как результат действия, совершенного с бодхичиттой. |
| И также не только он сам. Достижение просветления - для принесения пользы других ж.с. Но не только это. То есть польза будет не только для самого практикующего, но и для других также будет польза. Действие совершается ради блага других ж.с., то есть когда практикующий достигает полного просветления, то это самый высокий уровень мотивации, самый высокий уровень цели. И если мы вспомним строфы обращения к Прибежищу, когда мы принимаем Прибежище. То вот здесь мы выделили 3 уровня мотивации: низший, средний и высший, и, когда практикующий принимает Прибежище, то у него также может присутствовать 3 цели, то есть они тоже могут соответствовать. То есть то, с какой целью человек обращается к Прибежищу может быть трех разных уровней. И среди этих трех уровней бодхичитта это самая лучшая, самая обширная цель. То есть самая лучшая мотивация для достижения как временных, так и долгосрочных целей. |
| Если обратиться к текстам, то в тексте Шантидевы “Бодхичарья-Аватара” в первой главе описываются преимущества, которые у вас есть, если вы зарождаете бодхичитту - преимущества зарождения бодхичитты. И также еще есть небольшой текст Ламы Цонкапы, который называется “Молитва, обращенная к Будде Майтрейе” и там тоже выделяются преимущества от зарождения бодхичитты - преимущества бодхичитты. И можно заключить, что это самый лучший вариант, если вы способны совершать те или иные действия, побуждаемые бодхичиттой. |
| Я постараюсь коротко объяснить значение четверостишья, про которое я говорил - “Молитва к Будде Майтрейе”, его четырех строф. Первая строфа: |
| |
| При помощи мысли, полагаясь на ум бодхичитты, практикующий закроет дверь в низшие перерождения. |
| |
| То есть он освободиться от низших перерождений, выполняя практику. |
| Вторая строфа: |
| Полагаясь на ум бодхичитты, практикующий обретет высокое перерождение. |
| Третья строфа: |
| Практикующий будет свободен от двух крайностей: как от крайности сансары, так и от крайности нирваны. |
| То есть не будет ни находиться в сансаре, ни будет пребывать в личном освобождении - в этих крайностях. |
| Четвертая строфа: |
| И поэтому, на основе этих трех, я выражаю почтение уму Бодхичитты. |
| |
| Поэтому практика закона кармы - это принципиальная практика буддистов. Очень важная, нужная и сущностная. Практиковать закон кармы, практиковать шаматху и випашьяну, включая познание пустоты, устранение омрачений, освобождение от низшего перерождения, накопление заслуг - все эти практики очень важны, но цель, с которой вы выполняете эти практики, не должна быть временной, низкой. Все эти практики необходимо выполнять с бодхичиттой. Бодхичитта это самая обширная цель. Если все эти практики будут выполняться с умом бодхичитты, а не только с отречением или с желанием быть свободным от низших миров, то в этом случае результат этих практик будет совсем другим. Даже выполнение практики четырех благородных истин, если они будут выполняться с умом, движимым бодхичиттой, то результат будет совсем другим. |
| |