Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
определения_терминов:сострадание [2023/12/28 22:06] alexandra_pivovarovaопределения_терминов:сострадание [2023/12/28 22:25] (текущий) alexandra_pivovarova
Строка 142: Строка 142:
 **далее обсуждение переходит на бодхичитту, см. статью по бодхичитте** **далее обсуждение переходит на бодхичитту, см. статью по бодхичитте**
  
-**__Обсуждение 4__**+**__Обсуждение 5__**
  
 **вопрос:** **вопрос:**
Строка 153: Строка 153:
  
 **ответ:** **ответ:**
-Вот это знание этого или осознавание страданий и причин страданий других– это относится к мудрости. Это не относится напрямую к состраданию. То есть, да, является одним из ключевых факторов для зарождения сострадания. И вот уже на основе такой мудрости, такого осознавания, такого понимания, у самого практикующего уже возникает…  желание или стремление. Какое-то желание, чтобы они освободились.+Вот это знание этого или осознавание страданий и причин страданий других – это относится к мудрости. Это не относится напрямую к состраданию. То есть, да, является одним из ключевых факторов для зарождения сострадания. И вот уже на основе такой мудрости, такого осознавания, такого понимания, у самого практикующего уже возникает…  желание или стремление. Какое-то желание, чтобы они освободились.
  
-Можно сказать, что желание. Т.е. желание, чтобы другие освободились. И при этом у него самого возникает ощущение. Это как бы первое. Первая часть, что мы называем сострадание. Ну давайте здесь скажем желание. Желание, чтобы другие освободились.                                                                            Далее он (бодхисаттва) порождает стремление или намерение, чтобы другие освободились. Т.е. он желает уже другим освободиться от этого. И это вторая часть. В первом случае мы говорили про желание.                                                               +Можно сказать, что желание. Т.е. желание, чтобы другие освободились. И при этом у него самого возникает ощущение. Это как бы первое. Первая часть, что мы называем сострадание. Ну давайте здесь скажем желание. Желание, чтобы другие освободились. Далее он (бодхисаттва) порождает стремление или намерение, чтобы другие освободились. Т.е. он желает уже другим освободиться от этого. И это вторая часть. В первом случае мы говорили про желание.                                                               
-И третье, это когда бодхисаттва уже сам говорит, я хочу освободить их от страдания и причин страдания. Т.е., вот это третье. Т.е. он не то что ответственность берет на себя, но уже начинает себя сюда+И третье, это когда бодхисаттва уже сам говорит, я хочу освободить их от страдания и причин страдания. Т.е., вот это третье. Т.е. он не то что ответственность берет на себя, но уже начинает себя сюда... 
  
 **вопрос:** **вопрос:**
Строка 190: Строка 190:
 **ответ:** **ответ:**
 1 действительно просто желание, воодушевление какое-то. Это 1 из 3 составляющих сострадания.  И далее касательно уверенности возможности освободить. Да, они полны уверенности в том, что  Жс могут освободиться от страданий и от их причин, т.е. омрачений. Эта уверенность поддерживает достижение их цели. И более того если они теряют эту уверенность, то они теряют и Бодхичитту. Сначала они теряют уверенность освободить, потом они теряют Великое сострадание (оно у них разрушается). Далее, потеряв Великое сострадание, у них уже разрушается Бодхичитта. Т.е. пропадает Бодхичитта. И наоборот: чем сильнее эта уверенность, движимы этой уверенностью. На основе этой уверенности и Великое сострадание и Бодхичитта могут развиваться сильнее и сильнее. Т.е. здесь это в обе стороны работает. Эти 3 типа сострадания (сострадание без воззрения, сострадание с мудростью в отношении непостоянства и сострадание совмещенное с мудростью в отношении пустотности.  Здесь очень важно помнить про эти 3 типа сострадания и понимать или помнить хотя бы их. 1 действительно просто желание, воодушевление какое-то. Это 1 из 3 составляющих сострадания.  И далее касательно уверенности возможности освободить. Да, они полны уверенности в том, что  Жс могут освободиться от страданий и от их причин, т.е. омрачений. Эта уверенность поддерживает достижение их цели. И более того если они теряют эту уверенность, то они теряют и Бодхичитту. Сначала они теряют уверенность освободить, потом они теряют Великое сострадание (оно у них разрушается). Далее, потеряв Великое сострадание, у них уже разрушается Бодхичитта. Т.е. пропадает Бодхичитта. И наоборот: чем сильнее эта уверенность, движимы этой уверенностью. На основе этой уверенности и Великое сострадание и Бодхичитта могут развиваться сильнее и сильнее. Т.е. здесь это в обе стороны работает. Эти 3 типа сострадания (сострадание без воззрения, сострадание с мудростью в отношении непостоянства и сострадание совмещенное с мудростью в отношении пустотности.  Здесь очень важно помнить про эти 3 типа сострадания и понимать или помнить хотя бы их.
 +
 +**__Обсуждение 6__**
 +
 +**вопрос:**
 +Вопрос про три объектные основы сострадания и особенно про первую. На прошлой сессии упоминалось, что понимание страдания других — это не сострадание само по себе, но ведет к состраданию. Это верно?
 +
 +**ответ:**
 +Да. Это осознавание страдания других относится скорее к мудрости, это понимание страдания других живых существ и причин этих страданий. Это осознавание является мудростью, а не состраданием, но оно приводит к состраданию, помогает породить намерение и желание, что является состраданием.
 +
 +**вопрос:**
 +Значит есть две опции: либо это чувство, которое возникает, когда человек понимает страдание других, или это желание. Какой вариант правильный?
 +
 +**ответ:**
 +Если посмотреть на определение сострадания, то это ощущение или чувство, которое у нас возникает, так же как и мудрость, не относится напрямую к состраданию. Эта мудрость и сострадание между собой взаимосвязаны, но ни мудрость, ни ощущения не относятся к состраданию (не являются состраданием). А вот желание, которое движимо (поддерживается) этими мудростью и ощущением, вот оно является состраданием, первым уровнем сострадания. Желание освободить живых существ от страданий и причин страданий.
 +
 +**вопрос:**
 +И если это желание, то чем оно отличается от второго типа сострадания?
 +
 +**ответ:**
 +Если обобщить, то сострадание в разных формах — это поток одного и того же состояния ума, у них один и тот же аспект, все они относятся к состраданию, у них одна и та же цель - освободить живых существ от страданий и от причин этих страданий. Поскольку все три [объектных основы сострадания] относятся к одному потоку, то у них отчасти разница лишь в силе. Между первой и третьей можно провести четкую грань. Вначале у вас появляется некое устремление (мечта, надежда, благопожелание, воодушевление, вдохновение) - например “как здорово было бы, чтобы живые существа освободились от страданий и от причин страданий”. С одной стороны, это желание, но слабое, можно сказать не сформированное. Но это уже начало желания. На основе этого желания, воодушевления практикующий делает следующий шаг [вторая объектная основа], порождает более сильное желание самому сделать что-то, чтобы помочь этим живым существам, и, например, совершает молитву: “Как было бы здорово, чтобы все живые существа…”, то есть уже предпринимает какое-то ментальное действие, ментальные шаги. То есть в первом случае это больше простое благопожелание, а во втором достаточно активное ментальное действие, возникающее на основе первого. И третья часть [объектная основа] - тот же самый поток ума, тот же аспект, та же цель, но желание еще более сильное. Практикующий не просто молится, но имеет решимость и ответственность, он сам хочет освободить всех живых существ от страданий и от причин страданий.
 +Например, есть некая семья, родители, сын или дочь. В этой семье есть машина, квартира и тд, но дети не знают, что все это взято в кредит. И они живут спокойно, ни о чем не беспокоясь. В какой-то момент дети узнают о кредите и начинают понимать, что родители находятся под ментальным давлением, испытывают напряжение из-за того, что квартира и машина взяты в кредит. Можно сказать, что у родителей есть определенного вида страдание. В этот момент у детей может возникнуть желание из серии “как было бы здорово, если бы этого кредита не было” [первое]. Они не предпринимают каких-то действий, а просто имеют такое желание, воодушевление. Второе, это когда дети могут пойти в церковь и начинают искренне молиться, предпринимать активный ментальные действия, например “господи, помоги моим родителям как можно скорее освободиться от кредита, от напряжения, от всех проблем, связанных с кредитом”. Они предпринимают очень сильные благопожелания, уже сильное желание присутствует, но пока только на уровне ментальной активности. Сами дети эту проблему не решают, только сильно желают, чтобы она решилась. Третий этап, это когда помимо сильного желания и молитв, они берут на себя ответственность, обретают решимость и желание решить эту проблему самим, помочь родителям освободиться от кредита и от всех страданий, связанных с ним. Дети, сын или дочь, начинают предпринимать активные действия, искать работу, думают, как еще занять денег, как еще заработать. 
 +
 +**вопрос:**
 +Если мы возьмем этот пример с детьми, которые думают о родителях и их кредите, они видят, что кредиты есть у всех и им кажется, что от кредитов невозможно освободиться. На каком этапе они понимают, что [у их родителей] есть возможность избавиться от страдания [кредита]?
 +
 +**ответ:**
 +Сострадание действительно относится к желанию. Геше-ла привел в пример строфы Ламы Цонкапы из комментария на Мадхьямаку, где говорилось, что практикующий может зародить сильное желания сострадания, базируясь на семичастном методе причины и следствия Асанги, семь пунктов зарождения сострадания или Бодхичиты по Асанге. Убежденность, что эта цель достижима, что можно устранить ум, цепляющийся за “я”, и что можно достичь просветления, достигается путем медитации на пустоту. То есть, за счет понимания воззрения пустоты можно развить сильную уверенность, что это все достижимо. Неважно, говорим мы о сострадании или об отречении. Сначала у практикующего может быть зарождено очень сильное отречение, он может пожелать освободиться от сансары, у него будет очень сильное желание устранить эти омрачения вместе с их причиной, но у него останутся вопросы, возможно ли это сделать и, если возможно, то как? И обрести уверенность в том, что это в принципе достижимо можно только через понимание пустоты, через анализ воззрения пустоты. Если практикующий в этом преуспеет, у него появится очень высокий уровень убежденности, что состояние архата достижимо и цель, которую он перед собой ставит, действительно можно достичь. То же самое с состраданием и Бодхичитой. Практикующий, опираясь на семь пунктов зарождения сострадания или Бодхичиты по Асанге, сначала порождает очень сильное желание “я хочу освободить всех существ от страданий и от причин страданий”, но у него могут оставаться вопросы осуществимо это или нет, может ли он сделать это или нет и как это можно сделать. Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, насколько практикующий понимает воззрение пустоты. Чем глубже он его понимает, тем больше у него появляется уверенности, что это достижимо. Например, что можно устранить ум, цепляющийся за “я”, освободиться самому, достичь состояния просветления для себя и помочь достичь просветления другим. Важно разделять эти два. Все, что связано с отречением или состраданием, Бодхичитой — это желание, которое развивается одними методами, это часть, которая относится к методу, а уверенность в том, как этого достичь, что этого в принципе можно достичь, что именно я могу это сделать, достигается за счет изучения воззрения пустоты.
 +
 +**вопрос:**
 +Если это развивается за счет изучения пустоты, то на первом этапе не может возникнуть никакого воодушевления, потому что там нет никакого изучения. Ты сталкиваешься со страданием, непонятно в силу чего у тебя возникает воодушевление. В русском языке “воодушевление” подразумевает внутреннее побуждение, желание куда-то двигаться, но если у тебя нет представления о том, что это достижимо, и даже наоборот, есть представление, что это недостижимо, потому что все так живут, то воодушевления не возникнет. Вопрос: откуда берется воодушевление на первом этапе? Если на первом этапе возникает предположение, что они [другие живые существа] могут, возможно, избавиться от страданий, тогда это ок. Но если мы говорим, что возникает стремление, а мы говорим, что желание возникает, откуда оно возьмется? Человек, сталкиваясь со страданием, может сразу заложить убеждение, что это страдание - неотъемлемая природа жизни, все так живут. И от этого никакого воодушевления, даже предположения не будет.
 +Если есть понимание того, что я могу освободиться от страданий, когда мы подходим к первому этапу, если есть уверенность в том, что я могу. Я вижу страдания другого и понимаю, что это не нормально, что может быть иначе. Я вижу противоречие, которое запускает [мысль?], что, возможно, он тоже может от этого освободиться. А вот может или не может уже вопрос понимания взаимозависимости.
 +Откуда возьмется представление, что он [другое существо] может освободиться? 
 +Если я сразу понимаю, что все причины на той стороне, на других, у меня нет ни воодушевления, ни желания, ни стремления развивать Бодхичиту. Потому что причины находятся с другой стороны, я им ничем помочь не могу. Откуда берется воодушевление, стремление развивать Бодхичиту на первом этапе? 
 +
 +Почему на первом этапе возникает желание [помогать другим]?
 +
 +**ответ:**
 +Первый уровень возникает после того, как у практикующего появляется очень ясное понимание трех видов страданий и причин этих страданий у других живых существ. Понимание [страданий] у других возникает на основании того, что у вас есть отречение и вы понимаете эти три типа страданий и их причины у себя. И тут вы говорите, что между мной и другими нет разницы, мы одинаковы, у них такие же три типа страданий. Перед тем, как зародить подлинное сострадание, сначала необходимо зародить подлинное отречение.
 +
 +**вопрос:**
 +Когда возникает этот первый уровень и кто-то [практикующий] понимает ситуацию других [существ], это понимание включает в себя то, что они могут избавиться от страданий или нет? Это важно понимать, что они могут избавиться от страдания?
 +
 +**ответ:**
 +Это не обязательно, это индивидуально. У кого-то более глубокое понимание пустоты и корня сансары, у них может быть один уровень убежденности. У кого более слабое [понимание] - другой [уровень убежденности]. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого существа.
 +
 +**вопрос:**
 +А предположение, что они [другие существа] могут быть избавлены от страданий, может быть его достаточно?
 +
 +**ответ:**
 +Предположение - не предположение, но оптимизм или надежда на будущее у них есть. У них [практикующих] нет утверждения, что это невозможно. У них нет убежденности, что это возможно и нет убежденности в том, что это невозможно. У них есть оптимизм, надежда на лучшее, но полной убежденности может не быть, это индивидуально. 
 +Это хороший вопрос, он навел меня на размышления. Я сейчас добавлю, что является базой, основным условием. Можно выделить три основы, три базовых вещи, три условия, которые необходимы всем практикующим для того, чтобы поддерживать оптимизм, надежду на то, что это все достижимо. Первая - важно помнить о природе нашего ума (ясного осознавания), что она не омрачена, не загрязнена. Второе - так как мы являемся людьми, мы обладаем человеческим интеллектом. Третье - нам важно понимать, что является корнем сансары, корнем страданий, допустим, ум, цепляющийся за “я”, и понимать пустоту, как это все связано с пустотой. Это три важных фактора, которые помогают развить уверенность, надежду, веру, поддерживать оптимизм. Поддерживают практикующего на пути. Эти три вещи важно сохранять в уме, напоминать о них себе иногда.
 +
  • определения_терминов/сострадание.1703790361.txt.gz
  • Последнее изменение: 2023/12/28 22:06
  • alexandra_pivovarova