**__Обсуждение 6__** **вопрос:** Чем принципиально отличается нравственная дисциплина бодхисаттвы 2го бхуми от бодхисаттвы 1го? **ответ:** Хороший вопрос. Такой же можно задать в отношении бодхисаттвы на первом бхуми или бодхисаттвы на пути подготовки или накопления, или в отношении бодхисаттвы первого и второго бхуми, в чем между ними разница. Можно сказать в общем, что он или она, бодхисаттва второго бхуми по сравнению с первым бхуми обладает большим количеством реализаций. Его реализации более высокого уровня, более глубокого, они более чистые, он обладает большим количеством знаний, чем бодхисаттва первого бхуми. Конечно, у бодхисаттвы на первом бхуми тоже есть нравственность также, как она есть у бодхисаттвы на пути подготовки. Если мы будем говорить конкретно, в чем между ними разница, бодхисаттва на втором бхуми, совершенство нравственности, обладает свободой от семян, которые могли бы превратиться в аморальные поступки. То есть ненравственность, аморальные поступки у него уже не могут проявиться. Бодхисаттва первого бхуми, совершенство щедрости или даяния, свободен от семян алчности, жадности, такие состояния у него не могут проявиться. Но семена аморальных поступков у него еще есть. У бодхисаттвы второго бхуми нет семян аморальных поступков и нет семян алчности. Эти отпечатки [семена] отброшены или очищены за счет мудрости, познающей пустоту. То есть бодхисаттва второго бхуми избавился еще от одного вида цепляния, и за счет этого он полностью свободен от этих семян. И поэтому они [бхуми] называются “совершенства”, потому что там даже семян этих поступков нет. **вопрос:** Получается, что все шесть парамит по такой логике [работают]? **ответ:** Да. На первой парамите семена алчности, на второй - семена аморального поведения, на третьей - противоположного терпению и т.д. На каждой парамите достигается устранение полностью каких-то семян. В тексте говорится, что на первом бхуми огромное количество других качеств существует. На каждом следующем бхуми достаточно большое количество разных реализаций, которых нет на более низких бхуми, об этом в тексте говорится, но главное, и в честь чего названы парамиты, например, что на первом бхуми достигается совершенство щедрости, за счет того, что семена алчности полностью устранены. На первом бхуми устраняются семена алчности, и она является частью привязанности, можно сказать, что один из типов привязанности полностью устраняется вместе с семенами. На втором бхуми устраняется свое, на третьем - свое и тд. **вопрос:** А мы как считаем, когда мы избавились от этих семян [алчности], это тогда мы стали бодхисаттвой первого уровня или уже бодхисаттвой второго уровня? **ответ:** Здесь важно разделять, когда мы говорим про колесницу Махаяны, потому что в колеснице Хинаяны будет немного по другому все. Существо достигает совершенство щедрости, когда полностью устраняет семена жадности. Но на более низких уровнях, первый бхуми начинается с момента видения - этап третий, прямое познание пустоты, а до этого, то есть на этапах подготовки и накопления, поскольку нет прямого познания пустоты, это невозможно сделать. Этот особый вид привязанности и семена, с ним связанные невозможно устранить без прямого познания пустоты. **комментарий:** (тут возникли вопросы, потому что на английском Геше ла вроде сказал, что бодхисаттва достигает 1го бхуми избавившись от семян алчности, а это противоречит логике части аудитории. Но он в ответе упор делал именно на разнице между Хинаяной и Махаяной, так что может отвечал с этой позиции и акцентировал внимание на разнице между ними. Вопрос, вроде, будут еще поднимать)