Это старая версия документа!
Обсуждение 1
вопрос: “Если только из сострадания он не решит остаться бодхисаттвой 1-го бхуми, бодхисаттва всегда может продвигаться дальше, когда пожелает.” Дж.Къенце - Если на каждой ступени у бодхисаттвы все больше способностей, зачем ему оставаться на 1 бхуми?
ответ: Я не думаю, что это возможно для бодхисаттвы, достигшего 1 бхуми - остаться по своему желанию на этом уровне. Не думаю, что продвигаясь по уровням бодхисаттвы, он становится более расслабленным. Основная цель бодхисаттвы - достичь Просветления ради блага других как можно скорее. Я думаю, что бодхисаттва не меняет свою цель, достигнув 1 бхуми.
вопрос: Если делим определение на три части, то бодхисаттвы имеют три разных результата. Или они в первый бхуми заходят со сформированным стремлением? Когда должно сформироваться стремление? Достаточно ли при прямом постижении пустоты иметь просто сопереживание, чтобы достичь 1 бхуми бодхисаттвы? Как определить, что стремление появилось?
ответ: Когда сопереживание становится сильнее, возникает следующий уровень - желание, когда оно становится сильнее - возникает стремление. У разных уровней разный эффект и разные реакции (разный результат). Чтобы вступить на путь бодхисаттвы, сначала человек развивает бодхичитту устремления - тогда он вступает на первый путь б-в, Путь накопления, его малый уровень (1 из 3). На среднем уровне этапа накопления - у него бодхичитта деятельная. Без постижения пустоты можно вступить на путь накопления.
вопрос: Бодхичитта должна быть развита до вступления на путь видения (1 бхуми)?
ответ: Да, конечно, ему необходимо для этого иметь бодхичитту.
вопрос: За счет чего увеличивается сострадание бодхисаттвы (после 1 бхуми)?
ответ: Бодхичитта становится сильнее и сильнее до Просветления. Почему? Потому что сострадание становится все сильнее. Они связаны как причина и следствие. Определение бодхичитты. Ум бодхичитты включает два желания: отречение (желание достичь индивидуального освобождения) и сострадание (желание избавить других от страданий).
вопрос: Бодхичитта (желание достичь состояния Будды) развивается за счет этой второй части, сострадания?
ответ: Да.
Обсуждение 2
(продолжение, обсуждения сострадания переходит в обсуждение бодхичитты)
вопрос: То есть, это не просто ум, а ум, на основе которого существо сформировало намерение (чтобы ЖС были счастливы и избавились от страданий) - намеренная бодхичитта; и стремление - это намеренная бодхичитта (когда конкретное существо хочет помочь другому освободиться от причин страданий и достичь счастья) - это деятельная бодхичитта ? Когда мы говорим о стремлении, там есть энергия, это больше чем ум.
ответ: Да, сострадание - это ум и также энергия, некую мощь, то есть ветер. Бодхичитта также содержит в себе энергию. Любовь и сострадание - искренняя забота обо всех ЖС, живущих под влиянием омрачений и кармы. Поэтому для того, чтобы освободить существ от страданий, практикующий развивает сильное стремление достичь состояния будды, и это называется бодхичиттой.
вопрос: Исходя из предыдущего ответа получается, что когда определенный человек полностью реализует 4 безмерных по отношению к другим, это можно назвать бодхичиттой: полное принятие, любовь, сострадание, сорадование?
ответ: Если кто-то полностью развил 4 безмерных по отношению ко всем ЖС, то такой ум будет причиной для спонтанного развития бодхичитты. Но они не являются бодхичиттой.
вопрос: Чем отличается бодхичитта от 4 безмерных? Что в ней есть, чего в них нет?
ответ: 4 безмерных - это ум с мудростью понимания других ЖС, которые страдают от омрачений, кармы и грубых страданий. Сначала на этом уровне. Дальше практикующий, обладая этими 4 безмерными, переходит на следующий уровень: задается вопросом, что я могу сделать, чтобы освободить существ от страдания? - я должен достичь состояния буддовости. Вот такое состояние ума, понимание этого - это бодхичитта.
вопрос: Тогда получается, что бодхичитта - это неразрывное единство 4 безмерных и полного отречения?
ответ: Да, это так. Поэтому Лама Цонкапа говорит в 3 основах пути: сначала взращивают отречение в отношении себя самого, затем просто изменяют объект - таким же образом анализируют страдания других существ, у них такие же страдания - это называется состраданием. На этой основе зарождается бодхичитта.