Это старая версия документа!


Обсуждение 1

вопрос: Каково точное определение «сострадания»?

ответ: Вы помните 51 ментальный фактор, разные воспринимающие способности. Например, ум сострадания сам по себе относится к группе ментальных факторов чувств или желаний.

вопрос: Сострадание - это стремление помочь всем существам освободиться от неуправляемого перерождения - верно или нет? Основа - не утверждение, а именно стремление.

комментарий к вопросу: Стремление: когда кто-то страдает, естественное спонтанное желание броситься и вытащить его из этого страдания. А намерение - это когда я смотрю на чужое страдание и думаю, что неплохо бы, чтобы он освободился от страдания, но сам по этому поводу ничего не делаю. Намерение - это отношение. Стремление - активное направленное действие. первый уровень - сопереживание.

ответ: До того, как будет развито намерение и стремление, нужно обрести понимание (знание) проблем других. Из этого понимания возникает чувство (переживание, ощущение). Это чувство - мы можем его назвать состраданием, это первый уровень сострадания. Из этого чувства можно развить желание другим освобождения - это второй уровень. Из него уже можно развить стремление, когда ты сам стремишься помочь - это третий уровень сострадания. Некоторые мастера все три уровня называют состраданием, другие - только последние два считают состраданием, но не сопереживание. Но возникают они последовательно, у всех это так, хотя мы не всегда это осознаем.

вопрос: За счет чего сострадание становится все сильнее с 1 бхуми и выше? Бодхисаттва увеличивает объем прямого восприятие страдания других ЖС, и за счет этого увеличивается его сострадание, так? Как он воспринимает все больше страданий ЖС?

ответ: Из-за озабоченности страданиями живых существ, постоянного о них памятования, не-игнорирования их. Каждое мгновение они не забывают об этом, также и будды. На 1 бхуми и дальше бодхисаттва всегда думает о других, чем дольше он об этом помнит, тем более привычным и более сильным становится его познание. Сравнение: также как мы все больше и больше думаем о “я”, тем сильнее становится убежденность в “я”.

вопрос: Памятование - это не новое познание, это сохранение, оно не дает увеличение по определению. Если он все время помнит об одних и тех же страданиях, почему его сострадание увеличивается? Здесь не сопоставим пример с “я”, потому что в нем нет объектной основы, я создаю концепцию о том, чего нет. У страдания есть воспринимаемая основа.

ответ: На 1 бхуми, и на следующих, бодхисаттва с прямым познанием пустоты не познает напрямую страдания всех живых существ. После 1 бхуми у бодхисаттвы остается концептуальный ум. Он исчезает полностью только при достижении состояния Будды. У бодхисаттвы есть цель защищать и освобождать живых существ, и он никогда не забывает о своей цели. Он повторяет ее в своем уме все больше и больше, и автоматически желание этого достичь становится сильнее и сильнее.

вопрос: Какой тип познания бодхисаттва использует для познания страдания других? Он их придумывает или познает напрямую?

ответ: Оба. Если есть условия для прямого познания - познает напрямую. В отношении тех, кого напрямую не познает - познает на “воображаемом уровне”, используя концептуальный ум. Не вижу здесь проблемы.

вопрос: И оба они увеличиваются?

ответ: Конечно. Оба, их сочетание. Во-первых, у бодхисаттвы есть реальный прямой опыт его собственных страданий (всех трех видов). Еще чьи-то страдания он может познать напрямую. Относительно остальных ЖС, которых он не познает напрямую, он размышляет на “воображаемом уровне”, используя концептуальный ум. У развития его сострадания две причины: во-первых, прямое понимание (прямое восприятие) страдания и непрямое (концептуальное) познание (понимание) страданий. Не вижу противоречия в этих двух. Оба являются причинами непрерывного (постоянного, стабильного) развития его сострадания.

вопрос: Получается так, что после прямого познания пустоты прямое восприятие страданий других не увеличивается, но увеличивается глубина понимания причин этих страданий у других, так?

ответ: Они оба увеличиваются с каждым уровнем. Есть два вида познания: прямое (неконцептуальное) познание и концептуальное познание.

вопрос: Что главное из них, прямое или непрямое познание? Что из них толкает второе?

ответ: В отношении развития сострадания, во-первых, должно быть прямое познание собственных страданий. Из прямого опыта постижения собственных страданий и причин страданий, он применяет ту же логику к познанию страданий других - у них те же проблемы, те же страдания. Это концептуальный ум. Он повторяет, напоминает себе, памятует о них - это медитация на сострадании.

Обсуждение 2

вопрос: что является воспринимаемой основой для практики развития сострадания до полного результата? дополнительные вопросы: чем отличается объектная основа для развития сострадания до прямого познания пустоты и после прямого познания пустоты? верно ли предложение (тезис) о том, что великое сострадание невозможно породить без прямого постижения пустоты«?

вопрос: За счет чего уровень сострадания бодхисаттвы увеличивается от бхуми к бхуми?

ответ: Любовь - это такой ум, который желает живым существам счастья и причин для счастья; Сострадание - такой ум, который желает живым существам избавиться от страданий и причин страданий. Эти два состояния ума похожи, но это разные аспекты. Эти состояния ума описаны в первых двух из Четырех Безмерных.

вопрос: То есть, это не просто ум, а ум, на основе которого существо сформировало намерение (чтобы ЖС были счастливы и избавились от страданий) - намеренная бодхичитта; и стремление - это намеренная бодхичитта (когда конкретное существо хочет помочь другому освободиться от причин страданий и достичь счастья) - это деятельная бодхичитта? Когда мы говорим о стремлении, там есть энергия, это больше чем ум.

ответ: Да, сострадание - это ум и также энергия, некая мощь - то есть, ветер. Бодхичитта также содержит в себе энергию. Любовь и сострадание - искренняя забота обо всех ЖС, живущих под влиянием омрачений и кармы. Поэтому для того, чтобы освободить существ от страданий, практикующий развивает сильное стремление достичь состояния будды, и это называется бодхичиттой.

вопрос: Как бодхисаттва развивает сострадание от бхуми к бхуми? Каким образом, за счет чего увеличивается сострадание бодхисаттвы после 1 бхуми? Можно сказать, что, продвигаясь от бхуми к бхуми, бодхисаттва увеличивает свое осознание взаимозависимости (мудрость) - лучше понимает причины страданий других » за счет этого лучше видит возможности их освобождения » за счет этого увеличивается уверенность » за счет этого увеличивается его сострадание?

ответ: Бодхисаттвы после 1 бхуми медитируют на пустотности, и чтобы совершать эту деятельность, ему нужно стремление. Это желание побуждается бодхичиттой, которая в свою очередь побуждается состраданием. Да, это взаимозависимость: его ум сострадания может расти с ростом бодхичитты, понимание пустоты может расти с увеличением сострадания, сострадание - с ростом мудрости. Они все друг друга усиливают. Пример с развитием привязанности к машине: Я хочу купить машину. Кому? - себе, для своего счастья. С уверенностью в самосущем “я” возникает привязанность к машине, желание купить машину. Для этого человек будет развивать мудрость: чтобы заработать денег на ее покупку, чтобы изучить и сравнить разные модели. Так, привязанность к машине побуждает мудрость, а сама эта привязанность побуждается эгоизмом (себялюбием). Таким же образом, с сильным состраданием увеличивается бодхичитта, с усилением бодхичитты растет мудрость постижения пустоты.

вопрос: Сказали, что в сострадании и в бодхичитте есть еще и энергия. Это значит, что мы уровень сострадания можем измерять в уровне (или объеме) энергии, которая туда направлена?

Как существо может сделать сострадание сильнее, если у него уже есть интеллектуальное понимание страданий, как ему в свое сострадание направить больше энергии?

ответ: Субстанциональная причина бодхичитты - сострадание. Если сравнивать силу энергии, вложенной в намерение бодхичитты и сострадания, то сила намерения в сострадании будет больше. Если у кого-то есть только понимание страданий других ЖС, но не порождается сильного чувства - значит, он еще не развил сильного отречения или сильного сострадания. Здесь одной мудрости недостаточно. Во-первых, должно быть сильное желание личного освобождения. Во-вторых, нужен опытный учитель Махаяны, который имеет опыт развития подлинной (спонтанной) бодхичитты. (История про Атишу, который ездил в Индонезию для встречи с Серлигпой несколько месяцев). Это мощное внешнее условие (для развития сострадания) - опытный учитель Махаяны. Он расскажет, как их развить. Метод есть. Первый метод - замена себя на других, о которой говорится в Бодхичарья-аватаре, и второй - 7 частный метод развития сострадания.

вопрос: Возможно ли развить Великое сострадание без прямого познания пустоты?

ответ: И сострадание и бодхичитта могут быть развиты без прямого познания пустоты. Некоторые люди могут развить постижение пустоты после развития сострадания и бодхичитта. Другие могут постичь пустоту до развития сострадания и бодхичитты. Это зависит от индивидуальных условий.

Обсуждение 4

вопрос: Цитата из предыдущего обсуждения: “сострадание - это желание избавить других от страданий ”. Так?

ответ: Тут вопрос: сострадание - это желание освободить других живых существ от страданий? Геше-ла говорит - это правильно, но важно понимать, что здесь также участвуют/включены омрачения. Здесь когда Геше-ла говорит про омрачения, имеются в виду не только омрачения, которые уже проявляются в виде страданий, но и омрачения, которые являются причинами этих страданий. До этого он приводил пример привязанности к я - вот типа такого. Избавить других от страданий и омрачений, но омрачения являются в то же время и причинами этих страданий. То есть, здесь по сути можно сказать - от страданий и причин этих страданий.

вопрос: Вопрос в точном определении границ живых существ, в отношении которых мы развиваем стремление и в использовании слов “все” и “любые” в определении границ сострадания и бодхичитты. Поэтому, с точки зрения практики махаяны, не корректно использовать слово “все” или “всех”. Вместо этого следует использовать связку слов “любое/любых” и “все/всех” в описании стремления бодхисаттвы. Соответственно, определение: “сострадание - это стремление (желание) избавить любое ЖС от страданий в каждый момент времени (в потоке жизни бодхисаттвы) и решимость действовать только так вплоть до освобождения всех ЖС”. Является ли такое определение достоверным по сравнению с предыдущим определением?

ответ: Геше-ла отвечает, если он правильно понял вопрос, конечно, Будда Шакьямуни обладал полным состраданием и бодхичиттой. И тем, как мы определяем сострадание, видимо, нет никаких противоречий. [Здесь не сто процентов перевод. Здесь надо будет уточнять, потому что я не понимаю, что Геше-ла сейчас отвечает]… Сострадание является главной причиной бодхичитты (это если мы говорим про сострадание), но обычно, когда мы говорим про бодхичитту, то говорим про великое сострадание. Почему оно называется великим? Потому что оно содержит в себе два момента/аспекта/пункта. Во-первых, с точки зрения объектов, на которых оно направлено. И в данном случае мы охватываем всех сансарических живых существ, включая врагов. Это первый аспект с точки зрения охвата/количества. Второй аспект - это с точки зрения того, от чего мы хотим их освободить, от каких страданий. И здесь мы хотим освободить всех живых существ от страданий и причин этих страданий. То есть, от страданий, вызванных кармой и омрачениями, и от самих кармы и омрачений. Здесь такая сильная убежденность или понимание, что именно карма и омрачения являются причинами этих страданий и желание освободить всех живых существ от страданий, вызванных кармой и омрачениями и соответственно от кармы и омрачений. То есть, по сути есть желание/стремление/намерение, такое же понимание, мечта или цель - привести всех живых существ к нирване. Этот аспект указывает на то, какие страдания здесь рассматриваются: не просто физические страдания на уровне тела, или связанные с финансами, со здоровьем или еще какие-то. Здесь именно желание или мечта освободить всех сансарических живых существ от фундаментальных страданий и их причин, то есть, от омрачений и кармы. Это второй аспект, который включается в понятие великого сострадания. Если мы проводим разницу между обычным состраданием и великим состраданием, то великое сострадание включает в себя два момента. Во-первых, оно направлено на всех живых существ, то есть, это самый большой объект, который есть, с этой точки зрения оно считается великим, большим. И второе - это с точки зрения той мечты/цели, которая есть у этого существа. То есть, мечта тоже очень большая - всех этих живых существ полностью избавить от омрачений и кармы, то есть привести к состоянию полного освобождения. И оба эти пункта возникают на основе мудрости. Это не просто симпатия, легкое желание помочь другим, а достаточно сильное желание/намерение/стремление, которое основано на мудрости. И с точки зрения объекта, и с точки зрения мечты - оба этих аспекта возникают на основе мудрости. Только используя мудрость, практикующий сначала может обрести понимание в отношении ширины этого объекта - всех живых существ, и также в отношении глубины - мечты, то есть, от чего надо избавлять живых существ.

вопрос: Есть разница между словами “все” и “любой”, между всем потоком практики и конкретной ситуацией. Я когда порождаю намерение, я нахожусь в конкретной ситуации, я не воспринимаю всех живых существ, не влияю на всех живых существ и так далее. И также любой будда не влияет на всех живых существ. Если бы он влиял, он бы освободил. Он не освободил. Как я, зная что все Будды до меня не освободили всех живых существ, могу породить намерение освободить всех живых существ?

ответ: Сперва Геше-ла отвечал на вопрос о возможности привести всех к освобождению, может ли один будда привести всех к освобождению. Тут ответ такой, что все будды и бодхисаттвы имеют одинаковое желание освободить всех живых существ от омрачений и кармы, но в одиночку один будда это сделать не может. То есть, он один не может освободить всех живых существ, и это правда. И будды и бодхисаттвы это знают, они не глупы и прекрасно понимают, что в одиночку это сделать невозможно, это достаточно непростая работа, и она требует большого количества времени. Для того чтобы освободить одно живое существо может быть необходимо огромное количество жизней. Поскольку они это понимают, то буддам и бодхисаттвам необходима поддержка - поддержка одних будд другими буддами и бодхисаттвами. Как пример Геше-ла привел историю, как Будда Шакьямуни явился буддой 2500 лет назад, но если посмотреть эту историю, то даже после его ухода в нирвану, сколько бодхисаттв пришло после него, которые развивали учение, поддерживали его. Например, Нагарджуна или Асанга. Такая ситуация была в прошлом, такая же происходит в настоящем. Сначала были индийские мастера Наланды, потом появились тибетские мастера, некоторые из которых были бодхисаттвами, поддерживали то, чем он начал заниматься. И в будущем будет то же самое: придет Будда Майтрейя, вероятно, после него также придут другие бодхисаттвы, которые будут его поддерживать. При этом и у меня, и у вас могут быть желание/мечта/намерение, подобные тому, какие есть у будд и бодхисаттв, если мы говорим в контексте сострадания. Это желание освободить всех живых существ от страданий и причин страданий. И далее если мы берем конкретно меня, или вас, или еще кого-то, какой Гуру или Духовный Наставник приведет конкретно вас к освобождению, это зависит от огромного количества условий, и в частности от того, какая у вас кармическая связь с конкретным существом. И опять же это требует огромного количества времени, в том числе несколько жизней. Получается, что один будда не может всех привести к освобождению. При этом мечта или цель у всех одинаковая - это освободить всех живых существ от страданий и причин страданий. И это достигается постепенно, шаг за шагом, и зависит от огромного количества условий. Будды и бодхисаттвы понимают, что один всех не освободит, но в уме они держат идею именно об освобождении всех живых существ.

далее обсуждение переходит на бодхичитту, см. статью по бодхичитте

  • определения_терминов/сострадание.1703788378.txt.gz
  • Последнее изменение: 2023/12/28 21:32
  • alexandra_pivovarova